Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»

Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где пострадавшими, к сожалению, являются и дети. И это при том, что в школах, детских садах регулярно проводятся уроки, занятия по правилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы, КВН и т.д.

Почему так происходит? Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.                                                    

 Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

     Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана со следующими факторами:

-резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;

-большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.     

Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:

  • решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  • проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации.
  • проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
  • основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
  • проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
  • формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной    и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
  • проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических    принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
  • проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.

Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации:

  • Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

         -  опыта,

         - рассказа об опыте,

         - различных наглядных средств, ТСО

         -  практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

  • Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами
  • Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

  • Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям
  • Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам:

- действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;

- проблемные ситуации разыгрываются  в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

- дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона;

-подбор ситуаций опирается на опыт детей;

Например, детям предлагались серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге

-сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете нашего квартала

-на магнитной доске дети находили и исправляли ошибки пешеходов,

-во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения

-во время чтения литературных произведений (Н.Носов «Автомобиль», К.Чуковский «Тараканище», «Айболит», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.

Также для решения проблемных ситуаций можно вводить следующие сюжеты: «Маша в нашем городе» - долгосрочная игра; « Два брата (светофор для транспорта и для пешехода); сочинение сказки «Приключения колобка в городе»; « В мире дорожных знаков»;«Это каждый пассажир должен знать обязательно на «5»; «Светофорчик в гостях у ребят».

Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка.

 

Картотека проблемных ситуаций

Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?

 На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?

Ты с мамой идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь папу. Что ты будешь делать?

Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?

Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что ты будешь делать?

 

Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?

 

Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?

Какой переход более безопасный?

 

Почему опасно болтать при переходе дороги?

 

Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход далеко, и чтобы сократить путь друг полез через ограждение. Как ты поступишь?